Аналитическая записка



 «Экономика для человека,
 а не человек для экономики.»
Н.А.Бердяев

Специфика развития в дошкольном возрасте определяется самоценностью этого периода в жизни ребёнка, первостепенной важностью формирования базиса его личностной культуры, обеспечением эмоционального благополучия, созданием психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и предоставлением им широкого вида деятельности. Так утверждает теория А.В. Запорожца и его коллег (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов).
   Современная социально-экономическая ситуация создаёт не совсем благоприятные условия для нравственного развития подрастающего поколения. Эти изменения в политической и экономической сферах общества привнесли изменения в систему образования, которые изложены в нормативно – правовых документах в области образования. Работа в нашем образовательном учреждении осуществляется на основе документов, определяющих современные задачи образования. 
         Стоит подчеркнуть, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, закрепляет преимущественное право за родителями (законными представителями) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Также они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Таким образом, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательных отношений.
 Цель моей педагогической деятельности: создание условий, способствующих формированию социальных компетенций воспитанников и совершенствование творческого компонента профессиональной деятельности, через решение следующих задач:
  • Систематизирование и обобщение опыта работы по творческой проектной деятельности;
  • Выявление и развитие способностей воспитанников к интеллектуальной творческой деятельности, а также их подготовка для успешного участия в олимпиадах, конкурсах;
  • Создание условий для полноценного и активного включения родителей (законных представителей)   в образовательный процесс через различные модели  использования ИКТ.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие как: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, конструировании и др.; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Требования к структуре образовательной программы определяют различные виды детской деятельности, через которые реализуются цели и задачи Программы. Для детей дошкольного возраста один из видов детской деятельности это самообслуживание и элементарный бытовой труд.
  В результате анализа промежуточных образовательных результатов освоения программы детей старшей возрастной группе было выявлено следующее. Воспитанники активно рисуют: создают самые разные рисунки по содержанию: и жизненные ситуации, и иллюстрации к сказкам. Мальчики с интересом конструируют из деревянного и пластмассового конструктора, заменяют детали постройки по необходимости. Воспитанники в достаточной степени проявляют интерес к участию в подвижных играх, проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, эмоционально тонко чувствуют переживания близких взрослых, персонажей сказок, умеют делиться с педагогом разнообразными впечатлениями, знают и называют свои имя и фамилию. Но не умеют договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, не помогают слабым, не умеют самостоятельно находить для себя интересное занятие, не замечают непорядок во внешнем виде, не приучены поддерживать порядок в группе, не имеют обязанностей по дому, не наблюдается бережное отношение к окружающему предметному миру, к результатам чужого труда, не знают место работы родителей, значение их труда, хотя увлечённо рассказывают, как их родители работают, зарабатывают деньги. Всё это определило необходимость отбора эффективных средств и способов экономического воспитания детей дошкольного возраста, что и определило тему моей творческой проектной работы «Воспитание социально-адаптированной личности через приобщение к основам экономики».
Цель творческой проектной работы: формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.
    Задачи:
  • Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
  • Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
  • Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
  • Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
        Новизна проекта заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
   Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.
  Педагогическая целесообразность работы заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
    Существует ряд авторских программ по экономике. Я в своей работе опиралась на программу Анны Демьяновны Шатовой «Дошкольник и экономика». Её целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Уже в стенах дошкольных учреждений, в семье необходимо приучать детей к правильному взаимодействию с вещным миром, на доступном уроне способствовать осознанию его ценности, уважение людей, которые их создают на благо детей и взрослых. Необходимым условием и особенностью работы по экономическому воспитанию является его сочетание с трудовым и нравственным. Чем младше дети, тем теснее взаимосвязь всех сторон воспитания и развития, их взаимообусловленность. Говоря об экономическом воспитании детей, необходимо помнить, что дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей. Они лишь потребители того, что делают взрослые. Поэтому смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный, вещный мир, облагораживающий жизнь.
Отличительной особенностью данного проекта является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Реализация задач экономического воспитания изложена в следующих этапах проектной деятельности.

 План реализации проекта



В ходе педагогической деятельности на подготовительном этапе была разработана система работы по экономическому воспитанию.  


На основном этапе проекта происходит формирование экономического сознания, которое приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Основными условиями экономического развития у дошкольников является:
– взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического воспитания;
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения; 
– создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
–  экономическая грамотность самих взрослых, сопровождающих данный проект.
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
·   совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
· проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
· создание обогащённой развивающей среды в группах: предметно-развивающая среда группы обновлена с учетом требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Созданы и обогащены центры развития детей: «Уголок юного экономиста», «Дело мастера боится», «Мудрые сказки», «Центр конструирования». При организации среды учитывается принцип интеграции всех видов детской деятельности;
· включение детей в социоигровые ситуации;
·дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
·организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
·сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
·подборка пословиц и поговорок.
Формы работы с родителями
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
·анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования  у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);
·информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье (информационные листы, памятки, советы, мини-консультации)
·участие в конкурсах, выставках (Искусство рукоделия), (Поделки из бросового материала); ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
·родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
·         индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
·         участие родителей в дидактических играх экономического содержания.
Сотрудничество с педагогами
С педагогами детского сада взаимодействие осуществляется через участие в методической работе. На педагогическом совете ознакомила педагогов ДОУ с содержанием системы мероприятий по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и важностью этой проблемы.  Провела тренинг для педагогов МБДОУ № 2 на тему: «Обучение навыкам эффективного общения», рекомендовала картотеку проблемных ситуаций для активизации познавательной деятельности воспитанников. Результатом стало повышение педагогической компетенции коллег и применение рекомендаций по внедрению экономических понятий среди дошкольников.

Результативность проекта
В ходе реализации задач по экономическому воспитания дети приобрели:
·   необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
·   экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
·    экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)
·    результатом совместной деятельности взрослых и детей стало участие в Городском празднике «Путешествие в страну Экономику», организованном Центром развития творчества детей и юношества «ОДАРЁННОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ», с театрализованной постановкой «Петушок и бобовое зёрнышко» (2011 г.), где стали победителями (посмотреть видеоролик). Педагогическая деятельность отмечена Грамотой Центра развития творчества детей и юношества «ОДАРЕННОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ» за победу в городском празднике «Путешествие в страну Экономику»  (2011 год).
        



          Апробация данного проекта “Экономика и мы” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

 Система выявления одаренных и талантливых детей
    Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях – это забота развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже    существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
      Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключатся. Они с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и не любят готовых ответов.  
Система выявления одаренных и талантливых детей включает в себя:
o    Наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности)
o    Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).
o    Групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик.
o    Индивидуальное обследование с помощью апробированных методик.
o       Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей района. В своей педагогической деятельности при наблюдении использовала диагностику одарённости, которая базируется на данных, полученных в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности. Для родителей предлагала листы опросов по методике «Карта одарённости», созданной Савенковым Александром Ильичом. Исходя из полученных результатов составляются индивидуальные маршруты сопровождения одаренных детей, координируются и интегрируются деятельность специалистов и родителей в этом направлении, разрабатывается план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада. Результатом работы над данной педагогической задачей является ежегодное активное участие воспитанников моей группы в районной математической олимпиаде «Кенгурёнок» и получение: Диплома победителя (2011 г.)(фоторепортаж); Грамоты участника (2012 г.); Диплома победителя -I и II место (2013 г.)(фотоновости), участие в отборочном туре (2014 г.). Педагогическая деятельность отмечена Дипломом Отдела образования Администрации Орджоникидзевского района за отличную подготовку воспитанников к районной математической олимпиаде «Кенгуренок 2011».
 Можно увидеть на графике, размещённом ниже, что динамика достижений нестабильна. Причиной, на мой взгляд, является краткосрочное пребывание детей в нашем учреждении и невозможность постоянного сопровождения талантливых детей.


Создание условий для полноценного и активного включения родителей (законных представителей)   в образовательный процесс через различные модели  использования ИКТ.

       Появление новых технологий стимулирует появление более гибких форм организации работы и постоянного повышения квалификации, чтобы шагать в ногу с темпом преобразований. Вопросы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста более успешно решаются при внедрении новых информационно-коммуникационных технологий. Подробнее остановлюсь на моделях использования ИКТ в своей профессиональной деятельности. Визуальная модель включает презентации, видеофрагменты, мультфильмы (например, показ мультфильма «Пиши-читай» на мероприятии, посвящённому началу учебного года, «Просто так!» на «Празднике доброты», «Как старик корову продавал», изучая тему «Реклама»); слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы («Счастливые моменты материнства» ко дню Матери) Данная модель воздействует на зрительную, слуховую память, способствует повышению интереса к представленному материалу. Игровая модель опирается на использовании ИКТ для игр. К ней относятся электронный конструктор «Знаток», детский игровой компьютер, обучающие компьютерные игры.  В МБДОУ № 2 оборудован кабинет информатики с тремя компьютерами, доступными для детей. Дети занимаются на регулируемых креслах, обшитых забавными чехлами ввиде утёнка, лягушонка, щенка, поросёнка, котёнка. Каждой образовательной области соответствует несколько игр. Например, к образовательной области – познавательное развитие - используется серия игр с «Домовёнком Бу»: «Арифметика», «Окружающий мир (экспедиция)», «Живая природа (в мире растений)», серия игр «Детство Мапетов»: «Хочу всё знать», «Флора и фауна», так же «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Для грамотного использования компьютерных игр мной написана статья. Публикация размещена в сборнике материалов I и II региональных педагогических чтений по гуманной педагогике «Истина школы: на пути к духовности образовательного пространства» по теме «Родительская компетентность в области компьютерных игр для дошкольников как условие защиты от виртуальной агрессии» (2012 г). Также данная статья вошла книгу «Уроки доброты», подготовленную Свердловским отделением Центра Гуманной педагогики, вобравшей в себя лучший педагогический опыт по гуманной педагогике, собранный за последние 5 лет (2015 г). Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательного процесса играет методическая модель применения ИКТ. Данная модель включает:  просмотр методических видеозанятий - «Страна умных игр» по развивающим играм фирмы «Корвет» (палочки Кюизенера, Сложи узор), по ТИКО-конструированию; изучение электронных педагогических СМИ – журнала «Обруч», прослушивание вебинаров – «Конструирование в детском саду. Новые подходы», ознакомление с богатым материалом педагогических интернет-ресурсов - http://маам.ру, http://nsportal.ru. Ещё одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности это подготовительная модель, представленная  электронным видом материалов для подготовки заданий. Использование сканера и принтера, также наличие элементарных навыков в графическом редакторе позволяют из тетрадей, альбомов на печатной основе выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в содержании, оформлении, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном варианте. В дальнейшем выложить на интернет-странице для использования дистанционно родительским сообществом. Вот и подошли к коммуникационной модели – способу связи с помощью интернет-сайта со специалистами и родителями (законными представителями). Информирование родителей ориентированно на удовлетворение их запросов: советы родителям будущих первоклассников «Безопасная дорога», консультации «Когда изучать с ребёнком цвета?», «Какие игрушки необходимы малышам». Заглянув в раздел «Медиатека», можно погрузиться в увлекательный просмотр видео  и фотофильмов, с участием наших воспитанников и их родителей. Сайт способствует  решению образовательных и воспитательных задач: популяризация достижений воспитанников и педагогов, преуспевших в различных конкурсах, инициирование интересных творческих проектов и участие в выставках («Искусство рукоделия», «Наш весёлый огород»). Также работа сайта стимулирует создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, когда ресурсом развития сайта становятся идеи всего дошкольного сообщества - размещение на сайте итогов интересных исследовательских экологических  проектов «Наш уральский лес полон сказок и чудес», «Мы пригласим природу в дом», «Нас в любое время года учит мудрая природа» и т.п. Странички сайта могут быть интересны и воспитанникам, стоит заглянуть в «Экосундучок», где найдём для детей познавательные сказки, стихи, можем послушать экологические нотки. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру образовательных отношений. Я являюсь администратором сайта МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 2. Благодаря грамотному сопровождению  сайт стал победителем в группе «Муниципальные дошкольные образовательные учреждения» в городском конкурсе сайтов-2013 со страницами/разделами, посвящёнными Году охраны окружающей среды (2014 г.)(Экологическая гостиная)


Качество моей профессиональной деятельности отмечено:
·               Благодарственными письмами родителей (2010-2014 год);
·               Почетными грамотами МДОУ № 2 «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса» (2008, 2011год);
·               Почетной грамотой отдела образования Администрации Орджоникидзевского района «За успехи в воспитании детей дошкольного возраста и в связи с Днем учителя» (2009 год);
·               Почётной грамотой Управления образования Администрации города Екатеринбурга «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и в связи с празднованием международного женского дня» (2012 г.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий