Воспитатель года - 2015

Эссе

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..»


      Известные строки одного из великих русских поэтов рождены в 1829 году! Подумать только – почти два столетия назад, но актуальность, значимость, ценность нисколько не утратилась, не померкла, не погасла, а наоборот – становится ещё дороже, словно золото. Наша жизнь наполнена открытиями с самого детства… На мой взгляд, одной из значимых задач для педагога является научить удивляться открытиям, помочь найти для каждого ребёнка своё открытие, которое тронет его душу, которое поможет раскрыть спящий талант… И тогда появится прекрасный шанс воспитать заинтересованного, увлечённого, счастливого человека.
     Воспитатель – счастливый человек, потому что ему доводиться быть не только путеводителем к «открытиям чудным», но порой и самому удивляться открытиям, предложенными своими воспитанниками. Что именно однажды со мной  произошло.
     Одним прекрасным утром, встречая своих дошколят, обнаружила под мышкой одного из пытливых умов шахматную доску и услышала: «Давайте поиграем…» ШАХМАТЫ! С огромным уважением отношусь к этой игре, понимаю её воспитательное значение. Игра в шахматы развивает логичность и последовательность мышления, воспитывает усидчивость и волю. Но никак не находилось времени научиться этой игре мудрецов. И вот оно наступило! Раскладываем доску, расставляем фигуры, внимательно слушаю инструкцию своего младшего учителя, чтоб почувствовать себя начинающим шахматистом… И чем дольше играем, тем больше понимаю, что я шахматист, что я давно уже шахматист, что каждый воспитатель – является шахматистом! Вот представьте: шахматная доска – это поле, поле педагогической деятельности. Чёрно-белые клетки… Бывают дни белые, светлые, радостные, но не уйти и от тёмных дней, когда не всё складывается идеально, как хотелось бы. Фигуры – это тот богатый арсенал, чем обладает воспитатель для достижения новых побед в своей работе. Ведь каждый добрый поступок воспитанников – это победа! Самостоятельно завязанный шнурок – это победа! Верно произнесённый звук – это победа!.. Первыми выступают пешки. Пешки – это наша ежедневная забота, уход, защита наших маленьких граждан, защита их достоинств и интересов. Дальше вступают по очереди остальные фигуры.    Ферзь – самая важная фигура. В распоряжении воспитателя это важные нормативные документы, которыми руководствуется каждый педагог – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, основы законодательства о правах ребёнка, законы в сфере образования. Король – правая рука, верный помощник ферзя. Это образовательная программа учреждения.  Ладья – это мощь, натиск напрямую, она ходит по вертикали и горизонтали. В работе воспитателя это уважение и любовь, перед которыми рушатся самые  крепкие стены непонимания. Слон ходит по диагонали поля, словно обходит препятствия, выбирает верное направление в зависимости от ситуации. А в нашей работе – это корректировка образовательной деятельности на основе мониторинга, коррекция индивидуальной образовательной траектории во взаимодействии с родителями и другими педагогическими работниками. Каждая фигура нацелена на выполнение своей задачи, но все вместе достигают одну выбранную цель. Для того, чтобы хорошо играть в шахматы, необходимо знать шахматные комбинации. Существуют самые простые – в один-два хода - в профессии воспитателя – это различные формы, методы. Существуют и сложные, в несколько ходов – это уже педагогические технологии. И мастерство воспитателя, как и шахматиста, растёт по мере освоения многочисленных «комбинаций». Порой, чтоб приблизиться к победе, необходимо сделать «ход конём», и тем самым педагог выводит на новый уровень образовательные отношения. Для успешной игры недостаточно только владеть шахматными комбинациями, каждый раз в зависимости от ситуации шахматист разрабатывает тактику и строит стратегию. И воспитатель тоже решает схожие задачи: разрабатывает и реализует индивидуальный образовательный маршрут, участвует в разработке и реализации программы развития ОО. В руках воспитателя сильнейший арсенал, огромная созидающая сила каждой фигуры, одним словом есть всё для того, чтобы сыграть идеальную партию. Всё, для того, чтобы достичь всех поставленных целей в своей нелёгкой работе. В шахматах пешка, пройдя через всё поле, может стать любой фигурой по желанию. Так ежедневный кропотливый труд воспитателя может принести желаемые результаты…     И кто скажет после этого, что воспитатель не шахматист! Деятельность педагога, как и игра в шахматы – это работа увлечённых, терпеливых, мудрых! Есть выражение: «Все могут быть пешками, многие будут фигурами и лишь единицы игроками!» Желаю каждому воспитателю стать истинным игроком в своей профессии.
Перефразирую слова одного сказочного персонажа: «Я не гроссмейстер, я только учусь!» Учусь вместе со своими воспитанниками. И как меня радует, даже окрыляет, тот факт, что открытия в моей работе продолжаются! И пока они есть, тем больше шансов стать истинным гроссмейстером своей профессии!











Комментариев нет:

Отправить комментарий